Как зарядить аккумулятор

Как правильно и быстро зарядить аккумулятор автомобиля

Всегда есть шанс, что когда потребуется куда-нибудь срочно уехать, аккумулятор как назло оказывается разряжен. У многих автолюбителей процесс зарядки вызывает вопросы, ведь при нарушении основных правил зарядки, аккумулятор может не только долго заряжаться, но и сдетонировать, если грубо нарушать требования безопасности. Способов зарядки аккумулятора довольно много, и их знание позволит при случае быстро восстановить работоспособность автомобиля.

Необходимость правильной зарядки аккумулятора

Когда автомобиль эксплуатируется более 3-4 лет, у владельца наверняка появляется необходимость в повторной зарядке аккумулятора, поскольку, когда он севший, запустить мотор становится практически невозможно — машина просто не заведется. При хорошем обращении АКБ способен прослужить до 5 лет, однако это больше везение, нежели правило. Когда АКБ близок к полной разрядке, бывает достаточно просто завести мотор, остальную энергию аккумулятор возьмет от двигателя и автомобиль сможет добраться до гаражей или другого места, где можно обеспечить спокойную зарядку.

зарядка аккумулятора

Для правильной зарядки аккумулятора существует несколько требований:

  1. Не проводить зарядку в жилом помещении. Если выбора нет, оно должно быть очень хорошо проветриваемым, чтобы в нем не скапливались газы.
  2. Нельзя курить рядом с аккумулятором или использовать предметы, способные дать искру. Это может привести к взрыву.
  3. Работать с аккумулятором лучше в резиновых перчатках, так как возможен контакт с кислотой.
  4. При зарядке от сети, нужно сначала подключать АКБ к устройству зарядки, а уже затем включать в сеть.
  5. Подсоединение к ЗУ происходит следующим образом: клемма + к +, — к -.
  6. Пробки банок надо откручивать перед зарядкой.
  7. Клеммы перед подключением надо очищать напильником, либо шкуркой. Они могут быть окислены, что ухудшает контакт.

Также перед зарядкой желательно проверить плотность электролита. Для этого потребуется ареометр (лучше всего, если у него будет пять поплавков, это повысит точность измерения). Содержание электролита в банках должно быть следующим:

  • 1,28 г/куб. см — 100%;
  • 1,20 г/куб. см — 50%;
  • 1,10 г/куб. см — меньше 10%.

Это позволяет определить уровень зарядки АКБ. Важно! Если в банке наблюдается отклонение на 10-15 г/куб. см, то это значит, что в аккумуляторе внутреннее замыкание.

Виды аккумуляторных батарей

Всего существует 7 видов АКБ. Отдельные типы уже устарели и встречаются только у старых автомобилей.

Сурьмянистые АКБ — уже устаревший тип, с 5% содержанием сурьмы в пластинах. Она увеличивает прочность пластин, поскольку сам свинец в чистом виде довольно мягкий, что делает его непригодным для использования в АКБ. Сурьма активизирует электролиз, он происходит при напряжении в 12 вольт. Во время этого процесса начинается резкое выделение водорода и кислорода, со стороны это выглядит, словно электролит закипает.

Малосурьмянистые АКБ — второй тип аккумуляторов, в котором применяется уменьшенное количество сурьмы, что позволило понизить испарение воды из электролита. Они почти не нуждаются в обслуживании, владельцу даже не придется доливать дистиллят. И хотя этот тип АКБ часто считается необслуживаемым, это не так. Проверять уровень воды все равно придется, но немного реже, чем у предыдущего типа. Главное достоинство этого типа АКБ — устойчивость к перепадам напряжения в бортовой сети, поэтому он прекрасно подходит для установки на легковые отечественные авто.

Кальциевые АКБ стали решением проблемы испарения воды. Они имеют малый уровень саморазряда, уменьшенное испарение электролита вследствие снижения уровня электролиза. Их особенность — добавление кальция вместо сурьмы. Из недостатков — очень серьезная чувствительность к перепадам напряжения внутри бортовой сети автомобиля. Причем цена у них несколько выше, в сравнении с сурьмянистыми АКБ.

Гибридные АКБ имеют чуть больший расход воды. Решетки у электродов производятся с использованием сразу двух технологий. В положительные добавляется сурьма, а в отрицательные делаются на кальции. Данный вид отличается хорошей устойчивостью к перепадам напряжения.

AGM и гелевые батареи — попытка повысить безопасность. В них электролит используется в связанном виде, в отличие от обычных аккумуляторов, где была высокая вероятность прямого контакта с кислотой, способной нанести серьезный вред рукам или другим частям тела, на которые она попадет. Если брать AGM-батареи, то в них электролит пропитывает специальное пористое стекловолокно, находящееся между пластинами. У GEL же электролит переводит в гелеобразное состояние при помощи добавления соединений кремния. Данный тип аккумуляторов способен давать высокий пусковой ток даже на низком уровне заряда. Даже при глубоком разряде данный тип АКБ способен легко зарядиться полностью. При этом поддерживаемое количество циклов зарядки и разрядки более 200, что делает его одним из самых долговечных среди всех. Правда для зарядки должны использоваться ЗУ со особыми возможностями, чтобы уменьшить ток. Также подобные АКБ довольно капризны на морозе, что тоже нельзя считать преимуществом.

В щелочных АКБ вместо кислоты используется щелочь. В основном они ставятся в качестве стартерных аккумуляторов. Впрочем, гораздо чаще они встречаются на складской технике в качестве тяговых АКБ.

Литиево-ионные АКБ на текущий момент — одна из самых перспективных разработок. Ионы лития являются источниками тока. Материал электродов часто изменяется, по мере совершенствования технологии производства. У современных АКБ в положительных электродах использовались оксиды лития, но сейчас их начали менять на литий-ферро-фоксидовые сплавы. Они дешевле, легче перерабатываются и менее токсичны. Такие АКБ чрезвычайно чувствительны к низким температурам, причем по мере уменьшения температуры падает и подаваемый ток, что очень критично. Они уязвимы к старению, по мере их использования в АКБ постепенно падает емкость. Мощности большинства подобных аккумуляторов не позволяет использовать их в качестве стартерных.

аккумуляторы

Виды зарядных устройств для зарядки аккумулятора

Условно ЗУ для АКБ можно разделить на две основные категории:

  • импульсные;
  • трансформаторные.

Импульсные ЗУ отличаются небольшими габаритами, а также наличием защиты от замыкания. Трансформаторные ЗУ имеют куда большие размеры, поскольку в их конструкцию дополнительно включается выпрямитель с трансформатором. Первый вариант более современный и удобный, поэтому специалисты чаще используют именно импульсные зарядные устройства.

Необходимо учесть, что если для аккумуляторов типа WET подойдет практически любая зарядка, то вот с гелевыми аккумуляторами потребуется поддержка функции подзарядки подобных АКБ. Обычное ЗУ не подходит. Связано это с тем, что если напряжение достигнет или превысит 15 вольт, то для WET это будет некритично, тогда как гелевые аккумуляторы могут получить необратимые повреждения, АКБ может вспучить и стать непригодным для дальнейшей эксплуатации.

Некоторые ЗУ поддерживают режим Boost. Он позволяет быстро зарядить аккумулятор увеличенным током, что позволит вновь завести машину, если АКБ полностью сел. ЗУ обязательно должна иметь защиту от перегрева и неправильного подсоединения клемм, иначе процесс зарядки будет сильно осложнен.

Как часто нужно заряжать

Подзарядка АКБ обычно осуществляется один раз: перед морозами. Если зарядка требуется чаще, значит с генератора не поступает достаточно энергии, либо нарушено соотношение кислоты и воды вследствие выкипания.

Как зарядить аккумулятор с помощью зарядного устройства

Сначала потребуется снять АКБ. Надо отсоединить провода, соединенные с клеммами. В целом, аккумулятор можно и не снимать, однако клеммы все равно надо отсоединить, в противном случае возникнут проблемы с генератором.

Перед отключением клемм стоит проверить, чтобы вся электрика в авто была отключена, а ключ зажигания находился в положении «Off». Если это не сделать, то при отсоединении контакты будут сильно искрить.

Некоторые аккумуляторы имеют специальные крышки для вентиляции — их необходимо убирать перед началом зарядки.

Как начать зарядку:

  1. Присоединить положительный зажим (его часто делают красным) к положительной клемме аккумулятора (она обычная больше отрицательной по размеру). Аналогичным образом присоединить отрицательный зажим.
  2. Подключить ЗУ к сети.

Теперь датчик (или индикатор, в зависимости от модели ЗУ) начнет показывать то, что зарядка началась. Сначала она будет быстрой, но постепенно скорость начнет уменьшаться. Если на ЗУ нет функции автоматического регулирования силы тока, то этим придется заниматься самостоятельно, регулярно проверяя аккумулятор.

Важно
Важно! Чем ниже сила тока — тем дольше продлится зарядка, однако при этом АКБ прослужит гораздо больше циклов зарядки-разрядки.

Какое должно быть напряжение для зарядки аккмулятора

В целом, оптимальный ток для заряда большинства аккумуляторов составляет 1/10 от их емкости. Как пример: у аккумулятора емкость 60 Ампер в час, то необходимый ток — 6 Ампер. Это официальная рекомендация от большинства производителей АКБ и ЗУ к ним.

При отсутствии банок необходимо узнать емкость аккумулятора, что пустить правильный ток. Если емкость равна 50 Ампер, то пущенный ток должен быть 2,5 Ампер. Подобные аккумуляторы называются необслуживаемыми и во время зарядки они имеют повышенное газообразование, что довольно опасно.

Зарядка постоянным током

Как уже указывалось, для этого способа поступаемое напряжение должно быть не более 1/10 от емкости аккумулятора. Каждые 30-50 минут необходимо проверять силу тока, и при надобности регулировать ее, чтобы не произошло кипения электролита. Зарядка делится на три этапа:

  1. На уровне 1/10 от емкости АКБ заряжается до 14,4 вольт.
  2. Необходимо снизить силу тока в 2 раза (если изначально она была 5 Ампер, то теперь надо сделать 2,5).
  3. Когда напряжение в выводах АКБ достигнет 15 вольт ток надо уменьшить еще в 2 раза. Раз в пару часов надо проверять напряжение. Когда значения напряжения и тока перестанут изменяться, зарядка будет завершена.

Зарядка постоянным напряжением

Метод постоянно напряжения отличается тем, что ток стремится выровняться на обоих «концах» вывода, как АКБ, так и зарядного устройства.. Скорость зарядки прямо зависит от силы подаваемого тока. В подобных ЗУ есть встроенная защита от повышенного тока, что хороший плюс.

Время зарядки этим методом будет следующим:

  • 14,4 вольт — 80% за 24 часа;
  • 15 вольт — 90% за 24 часа;
  • 16 вольт — 100% за 24 часа.

Процесс не требует контроля, все ЗУ работают в автоматическом режиме.

Чем зарядить аккумулятор автомобиля, если нет зарядного устройства

В некоторых случаях аккумулятор может сесть внезапно, и под рукой в этот момент не будет подходящего ЗУ. На этот случай существует несколько надежных способов подзарядки АКБ, чтобы машина была способна дотянуть до места, где будет возможность спокойно дозарядить аккумулятор или заменить его.

Быстрая зарядка «прикуриванием»

Если в наличии имеется автомобиль с заряженным аккумулятором, часть энергии можно передать разряженному. Для этого надо:

  1. Подключить оба аккумулятора друг к другу прикуривательными проводами. Сначала подключается положительный зажим, затем отрицательный.
  2. Запустить двигатель автомобиля-реципиента. Если провода подключены правильно, то он заведется. Затем надо поставить двигатель на холостой ход в 1500 оборотов в минуту.
  3. Отсоединить провода от донора.

Теперь автомобиль заведен и можно продолжать движение.

Использование бустера

Бустеры бывают двух видов: с подключением через прикуриватель, либо напрямую, с помощью зажимов. По сути, это своеобразная батарейка, которая способна дать подзарядку АКБ. Подключается стандартным способом, в случае с нажимами. Сначала подключить положительный, затем отрицательный.

зарядка аккумулятора бустером

Быстрая зарядка от сетевого ЗУ

С помощью ЗУ можно сделать быструю зарядку. Способ следующий:

  1. Поставить ток на максимальный уровень (В ЗУ обязательно должна быть отключаемая автоматика). Напряжение на выходе должно составить приблизительно 15 вольт.
  2. Поначалу ток будет на нуле, но постепенно начнет расти. Это значит, что внутри АКБ пошла реакция — сульфат свинца растворяется, а ионы двигаются между пластинами.
  3. Когда начинается реакция, надо отключить ЗУ и в одновременно с этим запустить двигатель.

Машина заработает, а генератор начнет подпитывать энергией АКБ.

Нужно ли заряжать новый аккумулятор от автомобиля-ре

Большинство экспертов рекомендуют заряжать. Несмотря на все заверения производителей, которые утверждают, что им удалось свести саморазряд к минимуму, это работает только при соблюдении условий хранения, которые часто нарушают склады. При этом АКБ могут длительное время находится в них, попадая к потребителю уже значительно разряженными.

Поэтому всегда лучше подстраховывать и сразу заряжать только что приобретенный аккумулятор, поскольку это может избавить от внезапных проблем с ним.

Полезное видео о том как заряжать аккумулятор:

Поделиться с друзьями:
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...

Оставить комментарий